Описание
Рок-музыка сегодня
На протяжении 90-х годов тенденция к «сглаживанию» национальных особенностей рока в разных странах стала очень отчетливой, появился ряд групп с «международными» саундом и имиджем, что привело к значительному обезличиванию некоторых рок-стилей. В начале 90-х годов огромным успехом пользуется гранж, прежде всего в лице «Nirvana», выпустившей в 1991 году свой лучший альбом «Nevermind».
Все так же велик авторитет металла, о чем свидетельствует появление новых его ветвей — эклектичного металла (арт-металла) и дум-металла — крайне мрачного, медленного стиля (группы «Paradise Lost», «My Dying Brinde», германская «Pyogenesis», финская «Amorphis»). Одновременно падает интерес к глэм-року, постпанку, новой волне. Намечаются тенденции всего десятилетия — преобладание достаточно жесткого, хотя и не металлического, саун-да в сочетании с панковской атрибутикой и многочисленными заимствованиями из негритянской танцевальной музыки.
Однако уже в 1993—1994 годах картина начинает меняться. Гранж, вошедший в моду, становится необходимым атрибутом поп-сцены и вырождается. Лидер стиля — группа «Nirvana» — распалась в 1994 году после трагической гибели 27-летнего Курта Кобейна. Пальма первенства в «прогрессивном» роке перешла к группам третьей волны панка — «The Offspring», «Green Day», «Hootie And The Blowfish», «Smashing Pumpkins» (все завоевали мировую известность в 1994—1995 годах).
Панк 90-х годов во многом — от приемов игры до атрибутики — перекликается с арт-металлом, гран-жем и даже хард-н-хэви и довольно далек от «классического» панк-рока 70-х. Он не несет в себе ни социального накала, ни политической ориентации и ограничивается экстравагантными видеоклипами, экипировкой (платки на головах, рубаха навыпуск) и весьма эклектичным звучанием, в котором сочетаются элементы панка, гранжа, металла, хард-кора.
К неопанкам примкнули и некоторые гранж-группы, в частности «Pearl Jam» (1987; Эдди Вед-дер — вокал; Майк Маккриди — гитара; Стоун Госсард — гитара; Джефф Эймент — бас; Дэйв Аббру-зизи — ударные).
Обилие всевозможных синтез-стилей — также примета 90-х (повторяется ситуация начала 80-х), однако лишь очень немногие из них можно отнести к року. Популярным стало «скрещивание» танцевальных стилей — рэпа, техно, компьютерной рэйв-музыки — с панком, металлом и т. д., от чего последние, надо сказать, не выигрывают.
Наряду с панком в середине 90-х обретают популярность и другие старые стили — мод-рок, возрождением которого успешно занимается британская группа «Oasis», бит с элементами гранжа (группы «Blur», «Pulp»). На подъеме находится и множество групп-ветеранов — в 1995 году новые альбомы выпускают «The Beatles» и распавшиеся в 1991-м после смерти Фредди Меркьюри «Queen», воссоединяются «The Doors», «The Sex Pistols» (в первом составе), «Procol Harum», Ричи Блэкмор во второй раз уходит из «Deep Purple» и воссоздает «Rainbow», после долгого молчания оживают «The Band», «Boston», «Dire Straits», «The Clash». Отличные альбомы выпускают «The Rolling Stones» («Voodoo Lounge», 1994; «Stripped», 1995), «Pink Floyd» («The Division Bell», 1994), «King Crimson» («Thrak», 1995), «Metallica» («Load», 1996, Reload, 1997).
Успехом, хотя и меньшим, чем в 80-х годах, продолжают пользоваться лидеры софт-металла — «Aerosmith» и «Bon Jovi». Все металлические группы несколько приутихли и снизили темпы работы. Угас интерес к хард-н-хэви, что привело к «консервации» и фактическому распаду «Whitesnake» и еще ряда групп.
Арт-рок, как и в 80-х, остается музыкой для избранных. По-прежнему впереди «Pink Floyd», «Yes», «Dire Straits», «Jethro Tull». Такие же группы, как «Genesis», «Electric Light Orchestra», фактически потеряли свое лицо и находятся в творческом кризисе.
Перестали пользоваться массовой популярностью в 90-х годах хард-рок, блюз, джаз-рок, кантри-рок.
Многие музыкальные критики пытаются найти ответ на вопрос: почему же случилось так, что прекрасные, серьезные, глубок